м. Комсомольская +7 (903) 004-02-92

История развития железнодорожного моделизма

Интересно, что первая железнодорожная модель появилась раньше паровоза.

В 1803 году английский инженер Ричард Тревитик (1771 - 1833) на базе своего автомобиля создал модель паровоза,способную передвигаться. На двухосной раме с четырьмя колесами находился паровой котел с одной паровой трубой внутри, а над ней был помещен рабочий цилиндр, поршень которого выдавался вперед и его движение, при помощи кривошипа и зубчатых колес, передавалось на колеса. Этот "паровоз" некоторое время работал на руднике, но чугунные рельсы под его тяжестью быстро изнашивались, и от него отказались.

Демонстрация поезда построенного Ричардом Тревитиком на кольцевой узкоколейке проложенной специально для этого в Лондоне неподалеку от Юстон сквера.

С середины XIX, когда начинается бурное строительство железных дорог, начинается развитие железнодорожного моделизма. Сначала в Англии, а к концу века и в Центральной Европе и в России это увлечение становится популярным. Люди объединяются в клубы любителей железнодорожного моделизма. В Англии такие закрытые клубы особенно популярны в Лондоне и Ливерпуле среди аристократии. С самого начала устанавливается требование максимального соответствия внешнего вида модели железной дороги оригиналу, которое действует и поныне.

В начале XX века намечаются три основных направления развития железнодорожного моделизма:

  1. Крупномасштабный моделизм модели для музеев, выставок, которые создаются профессиональными макетчиками и имеют высокое качество исполнения.
  2. Ученический моделизм распространен в профильных учебных заведениях, является частью учебно-воспитательного процесса, развивая профессиональные знания и навыки, а также в кружках школ и дворцов пионеров. Отличительная особенность - большой диапазон используемых масштабов от 1:10 - 1:30, не обязательно строгое масштабное соответствие оригиналу, основное внимание работе отдельных узлов, отработке определенных команд и принципов управления.
  3. Мелкомасштабный моделизм распространен среди любителей. Включает в себя постройку макетных комплексов, воспроизводящих всю инфраструктуру железной дороги в целом, включая действующие модели локомотивов и подвижных составов.

В нашей стране менее всего развивалось, до последнего времени, Мелкомасштабное направление железнодорожного моделизма. В странах Западной Европы, например, в Германии мелкомасштабный железнодорожный моделизм очень популярен среди населения. Там, даже в небольших городках, обязательно есть магазины, предлагающие все необходимое для мелкомасштабного железнодорожного моделизма. Существуют следующие масштабы моделей железных дорог:

Появились
масштаб
ширина колеи, мм
обозначение
       
20-е - 30-е гг. XX века
1.32
45,0
II
20-е - 30-е гг. XX века
1.45
32,0
0
 
1:64
22,5
S
40-е гг. XX века
1:87
16,5
HO
С 60-х гг. XX века
1:120
12,0
TT
 
1:160
9,0
N
 
1:220
6,5
Z


Более компактные масштабы N(1:160), Z(1:220), позволяют уместить железнодорожный макет в чемодане, но требуют особой аккуратности в обращении. Масштаб Z не обладает достаточной проработкой мелких деталей. Особенную популярность преобрели масштабы "TT" и "НО" (особенно "TT") т.к. они имеют оптимальное соотношение размера и качества проработки деталей. Они наиболее подходят для помещений. Во всем мире огромное количество производителей моделей железныз дорог, предлагающих локомотивы, составы, элементы ландшафта, электрику для этих масштабов, что тоже является огромным преимуществом перед другими масштабами. Местом рождения "TT" железнодорожных моделей являются США. В 1941 году инженер Harald Joyce начал создавать модели железных дорог в масштабе 1:120, но начать промышленное производство смог только после окончания II Мировой, основав фирму H.P.PRODUCTS. И именно этому человеку мир обязан буквенному обозначению железнодорожного масштаба 1:120 - "TT", которое происходит от английского "TABLE-top-TRAINS"

Производить железнодорожные модели начали еще на заре XX века. Тогда мелкие ремесленные предприятия стали выпускать примитивные игрушечные железные дороги. Благодаря большому спросу на эти игрушки, мелкие предприятия очень быстро перерастают в крупные фирмы по производству моделей железных дорог. С развитием прогресса постоянно совершенствуются и технологии производства. Так, например, если первоначально в качестве двигателей использовались пружинные приводы или упрощенные паровые машины, то с развитием электротехники на смену пришли электродвигатели, позволявшие управлять железнодорожным составом на расстоянии.

В нашей стране электрические миниатюрные железные дороги выпускались на серпуховском заводе "Пресс". Их высокое качество соответствовало модельному классу изготовления. Этот факт и публикации статей по этой тематике в журнале "Знание - сила" способствовали тому, что это увлечение стало очень популярным среди взрослых и школьников, начиная с середины 30-х годов XX века. Завод "Пресс" выпускал модели железных дорог для колеи шириной 45 мм, а уже после войны электрическая железная дорога выпускалась с колей 32 мм, но по качеству исполнения эта была уже больше игрушка, чем модель. Однако ее появление на прилавках советских магазинов под торговым названием "Пионерская" позволило не угаснуть интересу к техническому творчеству на тему железнодорожного моделизма. Дальнейшее развитие эта тема получила с появлением на советском рынке железных дорог производства ГДР.

В настоящее время в мире насчитывается порядка 1000 производителей моделей железных дорог. Производство моделей железных дорог налажено, например, в таких крупных странах как Германия, США, Великобритания, Швейцария, Япония, Корея, Италия, Австрия, Франция, Дания, Чехия, Венгрия, Словакия. Лидерами по количеству производителей моделей железных дорог среди стран являются США и Германия. В России, к сожалению, пока количество производителей невелико и они сосредоточены в Москве и С-Петербурге. Великобритания же, уступив пальму первенства в производстве железнодорожных моделей другим странам, сохранила за собой помимо статуса родины модельного коллекционирования< и традицию проведения рождественского аукциона, среди лотов которого миниатюрные локомотивы, составы и другие элементы модельной железной дороги. Приобретение "игрушек для взрослых мальчиков", так называемых "doll`s house", что переводится как "воссоздание человеческого быта в миниатюре", это давнее увлечение британской аристократии. Самые "дешевые" лоты Аукциона начинаются с 50 фунтов. Стоимость же раритетных экспонатов начинается с 15 тысяч фунтов. И желающих купить подобные недешевые произведения технического искусства немало, ведь только миниатюрная модельная железная дорога сможет помочь взрослому человеку вновь ощутить магию детства.